Главная / Публикации / А. Федосеева. «Льюис Кэрролл и Витгенштейн. Общие идеи — разное воплощение»

3.10. Есть только одно мнение — общепринятое

Обучаясь, ребенок вынужден воспринимать многие положения на веру, иначе процесс обучения не сдвинулся бы с места, подобно тому, как если бы человек, обучаясь шахматам, начал оспаривать правила. «Как может ребенок тотчас же усомниться в том, что ему сообщают? Это могло бы означать лишь то, что он не сумел научиться определенным "языковым играм"». Такому человеку, по Витгенштейну, суждено стать парией в обществе. Что произошло бы с человеком, который, обучаясь математике, так и не научился бы приходить к результатам, тождественным ответам в учебниках — «мы объявили бы его ненормальным и не обращали бы внимания на его вычисления». Как говорил Алисе Чеширский Кот: «Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь, следовательно, я не в своем уме». В неких племенах существует уверенность, что «король умеет вызывать дождь; мы же говорим, что это противоречит всему опыту, сегодня они судят о том, что аэроплан, радио и т.д. служат средствами сближения народов и распространения культуры», — пишет Витгенштейн. Если ты хочешь жить в обществе, то по подавляющему большинству вопросов ты должен иметь мнение, аналогичное общепринятому.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


 
 
Главная О проекте Ресурсы Контакты Карта сайта

© 2012—2024 Льюис Кэрролл.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.