|
Главная / Публикации / А. Федосеева. «Льюис Кэрролл и Витгенштейн. Общие идеи — разное воплощение»
10. Алиса, как мера всего
В «Алисе в стране Чудес» в роли такой эластичной линейки выступает сама Алиса. Так как большинство превращений Алисы связано именно с ее ростом, просто удивительно, как она умудряется ориентироваться в размерах окружающих ее вещей и существ. В зале с дверцей в сад есть хотя бы некоторые предметы, сохраняющие постоянные размеры, по которым Алиса может судить о своей величине (дверца, столик и т.д.), но откуда Алиса после пирогов Кролика, встречи с гигантским щенком знает, что в ней ровно три дюйма роста? Или каким образом, откусывая от гриба, и то уменьшаясь, то вырастая, Алиса знает, когда нужно остановиться, чтобы принять свой прежний вид? «Поначалу это показалось ей очень странным, так как она успела уже отвыкнуть от собственного роста, но вскоре она освоилась». Возможно, и мы бы сумели освоиться с эластичными измерительными эталонами, как привыкли, например, к тому, что один и тот же товар имеет разную цену в зависимости от сезона, магазина, где мы его приобретаем, и даже времени суток.
|