Главная / Статьи / Concert Companion: КПК учит слушать классическую музыку
Concert Companion: КПК учит слушать классическую музыку
Очередной «околомузыкальный» технологический проект будоражит средства массовой информации: некое устройство Concert Companion будет «объяснять» слушателю классической музыки, что происходит на концерте. Как это понять и зачем это надо?
Как утверждают журналисты Associated Press, из людей, приходящих послушать классическую музыку в концертные залы, едва ли треть понимает все тонкости исполняющихся произведений.
Естественно, далеко не все учились в музыкальной школе, далеко не каждый знает, что фуги Баха из «Хорошо темперированного клавира» — это сложные полифонические (многоголосные) произведения, где каждая голосовая линия развивает одну и ту же музыкальную тему.
Не всякий вообще знает обо всех законах, по которым строится академическая (чаще называемая по инерции «классической») музыка.
Считается, что люди, этими знаниями владеющие, способны воспринять музыкальное произведение куда более адекватно, нежели «непосвящённый», по выражению AP, не знающий разницы между «сопрано» и «адажио».
Говорят, Concert Companion (известный так же под развязным названием CoCo) уже слегка понаделал шуму в сообществе академических музыкантов, в том числе — скорее, негативно-скандального свойства.
С другой стороны, придумал CoCo бывший руководитель симфонического оркестра города Канзас-сити Ролан Валье (Roland Valliere), то есть человек, от музыки совсем не далёкий. Его стал раздражать тот факт, что так немного людей понимают, что происходит в концертном зале, и что ему всё время приходится слышать, что симфонии «слишком элитарны», «занудны», «несовременны» и так далее.
Видимо, такова специфика местной публики, ходящей на концерты.
Так или иначе, Валье надоела подобная безвкусица, причиной которой является банальное невежество. Поэтому он предлагает «непосвящённым» за $7-10 в руки этот КПК (в качестве пробного шара используется готовый наладонник Sony Clie, хотя в будущем Валье надеется создать целевое узкофункциональное устройство) — и читать с его экрана инструкции по прослушиванию академической музыки.
Дикость? А разве мы, покупая CD, не читаем буклеты? Не отслеживаем текст песни, если это не классическая музыка? Не штудируем сопутствующую информацию, в этом буклете напечатанную?
Concert Companion, собственно, это тот же буклет, но только электронный и всячески интерактивный: по ходу исполняемого произведения он будет обращать внимание слушателя на партии отдельных групп инструментов, развитие музыкальных тем, вариации и так далее. В общем, учить, как надо слушать музыку.
Заодно, по замыслу Валье, можно будет переключаться на ту самую «сопутствующую» информацию — о том, сколько лет было композитору, когда он написал то-то и то-то, какие события могли повлиять на него, и тому подобные небезынтересные сведения.
Разработчики — а кроме непосредственно Валье, работами над Concert Companion занимаются две софтверные фирмы из Кремниевой Долины — Tribeworks и Kinoma, а также профессор музыки из Калифорнийского университа в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) — надеются, что CoCo сделает для симфонической музыки то же, что, например, плееры-экскурсоводы (аудио-туры) сделали для музеев, а субтитры для опер: увеличит интерес, привлечёт дополнительное внимание.
Кстати сказать, в Metropolitan Opera в Нью-Йорке в спинки кресел вмонтированы видеоэкраны, на которых как раз транслируется переведённый на английский язык текст итальянских, немецких и других опер.
Дело в том, что в США, оказывается, многие концертные залы близки к разорению, поскольку продажи билетов падают, да и пожертвования невелики. Всего около 30% жителей США имеют какое-либо понятие о классической музыке, а финансирование образования в области искусств в последние годы непрерывно сокращается.
Тут сам собой напрашивается вопрос о расширении финансирования оборонной отрасли, но, скорей всего, это материи не пересекающиеся.
Таким образом, идея CoCo — уже не выглядит такой уж диковатой. Как говорится, на безрыбье...
Выпуск готовой версии CoCo ожидается к лету 2004 года.