Главная / Биография Льюиса Кэрролла / Кэррол — фотограф

Льюис Кэрролл — фотограф. Провокация, которой не было

Фотографиии Л. Кэрролла

Альбом № 1
Альбом № 2
Альбом № 3
Праздничный альбом
Отдельные фотографии

Льюис Кэрролл — один из первых фотографов-портретистов XIX столетия, чьи модели сбросили тяжесть Викторианской эпохи и выглядят непринужденно и естественно. Первое упоминание о новом хобби — фотографии — появилось в дневнике писателя 22 января 1856 года: он попросил дядю Скеффингтона Лютвиджа достать ему фотографический аппарат.

Долгожданная покупка состоялась в начале весны 1856 года. Как и полагается, вместе с фотоаппаратом Кэрролл приобрел и большое количество других приспособлений: складной треножник, множество ванночек, бутылочек, стеклянных пластин, воронок и мензурок.

Чтобы сделать хорошую фотографию в 50-х годах ХIХ столетия, нужно было недюжинное терпение и внимательность. Фотографии получали с помощью мокрого коллодионного процесса, который требовал быстрой реакции и точности.

На протяжении 24 лет фотография была главным хобби Кэрролла. Его талант и рвение уже вскоре дали плоды — он стал знаменит и востребован.

Некоторое время его студия была переносной. Часто он фотографировал на свежем воздухе или дома у своих друзей. Переехав в 1868 году в роскошные апартаменты на углу Тома Квода, он соорудил фотостудию на крыше дома. Как вспоминают многие его фотомодели, в том числе Алиса Лидделл, попасть в темную комнату и смотреть, как проявляются большие стеклянные пластины, было гораздо интереснее, чем рассматривать готовые фото.

Он очень бережно относился к фотокамере и аппаратуре. Отправляясь в путешествие, тщательно упаковывал все комплектующие, не скупясь на бумагу и время, и отправлял ценный багаж поездом. Чтобы перевозить свою технику по Лондону, он пользовался кебом.

Льюис Кэрролл предпочитал снимать портреты и жанровые сцены. Друзья, семья, однокурсники и даже знаменитости попадали в объектив его фотокамеры.

Среди фотографий, сделанных талантливым Льюисом, есть портреты знаменитостей того времени: Данте Габриэля и Кристины Россетти, Альфреда Теннисона, Джона Рёскина (преподаватель в Оксфорде и учитель Алисы Лидделл по рисованию), Эллен Терри, Джона Милле, Томаса Гексли, Майкла Фарадея и других.

Порой он даже преодолевал свою застенчивость, чтобы снять знаменитых людей. Так, на одном из приемов Кэрролл лично обратился к принцу Уэльскому с желанием получить от него автограф на его фотопортрете (естественно, автором снимка должен быть Льюис). Принц оказался не в восторге от его предложения. Учтиво откланявшись, он удалился к гостям. Через знакомых он даже пытался добиться позволения сфотографировать королеву Викторию, но все попытки были тщетны.

Через некоторое время Кэрроллу все-таки удалось запечатлеть представителя монархии кронпринца Дании. Более того, его фотографии высоко оценила сама королева.

Отдельное место в его творчестве занимают дети, а точнее маленькие девочки. Они были олицетворением настоящей красоты, моральной чистоты и физического совершенства. Неоднократно Кэрролл снимал девочек обнаженными, за что в ХХ столетии его обвинили в педофилии. Однако в те времена снимки малышей без одежды не были редкостью: дети считались чистыми душой и телом, асексуальными, и их снимали многочисленные фотографы того времени. Таким образом, Кэрролл был абсолютно нормален в рамках своей эпохи, а провокационность его фотографий — надуманный факт, авторы которого не были знакомы с моралью и нормами Викторианской эпохи.

Мамы всей округи вели своих дочерей на фотосессию к талантливому и известному фотохудожнику. Поощренный таким вниманием и большим количеством желающих, он даже всерьез подумывал превратить фотоискусство в основное дело всей жизни.

Чем отличаются фотографии Кэрролла от работ других викторианских фотографов?

В нескольких десятках его фоторабот прослеживаются традиции сторонников пикториальной светописи, или пикториализма.

Пикториализм — направление в фотографии конца XIX — начала ХХ веков, в котором автор фотографии старается приблизить снимок к графическому или живописному произведению искусства. Пикториальные фотографии могут быть близки к творчеству импрессионистов, стилю ар-нуво и другим. Для этого фотографы использовали мягкорисующие объективы, фильтры и другие приспособления и техники.

В остальных работах чувствуется использование относительно нового для того времени подхода «прямой фотографии». Он заключается в том, что изображения выглядят реалистично благодаря отказу от какой-либо обработки и предварительной экспозиции. Его снимки отличаются от вычурных композиций большинства фотографов того времени.

Естественность — вот черта, которую внес Льюис Кэрролл в фотоискусство ХIХ столетия. На его фотографиях модели выглядят «живыми» и непринужденными без тяжеловесного викторианского символизма и напряженности, которые были характерны для работ художников предыдущих эпох. Глядя на снимки, ощущаешь, будто фотограф выхватил случайное мгновение из жизни своей модели.

Почему Кэрролл перестал фотографировать?

Через 14 лет, в 1880 году, Кэрролл внезапно для всех прекратил снимать. Некоторые считают, что фотоискусство перестало быть интересным с упрощением процесса получения снимков (в 1880 году появилась технология сухого коллодионного процесса).

Говорят, что Кэрроллу нравился длительный процесс проявки фотографий, но новая технология сделала фотоискусство доступным для многих. Эта версия остается всего лишь догадкой: настоящих подтверждений, почему Льюис прекратил снимать, нет.

После смерти Кэрролла все сохранившиеся фотографии, согласно его завещанию, были возвращены родителям.

Фотоискусство Кэрролла в ХХ столетии

В первой половине ХХ столетия Кэрролл был забыт как фотограф. Это произошло не случайно. В конце XIX века мир познакомился с психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда. Фотографии маленьких девочек, сделанные Кэрроллом, теперь рассмотрели сквозь призму психоанализа и увидели в них не высокое искусство, а извращение и педофилию. Фотографии обнаженных девочек в ХХ столетии стали считаться не невинными, а непристойными.

О Кэрролле как фотографе заговорили вновь лишь в 1949 году в Англии благодаря Хельмуту Гернсхайму, историку фотографии. Он издал книгу «Льюис Кэрролл — фотограф», в которой опубликовал 64 его лучшие работы. С этого момента фотографии Кэрролла стали известны всему миру, и теперь его даже называют одним из лучших фотографов своей эпохи. 

 
 
Главная О проекте Ресурсы Контакты Карта сайта

© 2012—2024 Льюис Кэрролл.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.